Профессор американского университета Корнелл Ричард Джонсон разработал статистически обоснованную методику различения подлинных и поддельных живописных работ. 14 мая 2007 г. проект будет представлен руководству музея Винсента Ван Гога в Амстердаме. Джонсон и его группа математиков верифицировали свою разработку на сопоставлении 101 полотна, одна часть из которых была написана самим Ван Гогом, а вторая - копиистами. Методика получила название "стилеметрия" (stylometry). При стилеметрических сравнениях исследователи выделяют некие условные компоненты и изучают их статистическое соотношение друг с другом. Далее эти данные используются при сопоставлении гарантированных подлинников и предполагаемых подделок. Теоретически некоторые закономерности, встречающиеся у одного художника, должны повторяться в каждой картине Отсутствие таких закономерностей укажет на руку копииста.
Подобные исследования давно и довольно успешно применяются к текстам (контент-анализ). Группа Джонсона убеждена, что разработанную ей методику можно применять и к живописи, и к текстам, и к музыкальным произведениям. В случае с Ван Гогом исследователи рассчитывают показать, является ли подлинником натюрморт "Пятнадцать подсолнухов в вазе", купленный в 1987 году за $39,9 млн. японским коллекционером Ясуо Гото.
Полезность такого софта не вызывает сомнений. К примеру, вы собрались купить картину за вполне приличные деньги и не хотите рисковать, нарвавшись на подделку. Да, можно пригласить эксперта, но не факт что он не окажется игроком на стороне продавца или не допустит ошибок при определении подлинности картины. Проще воспользоваться сертифицированной бездушной программой - ну по крайне мере хотя бы для того, чтобы проверить выводы того же эксперта.
Думается, что это направление будет и дальше развиваться и основой программного обеспечения станут нейронные самообучающиеся сети, накапливающие признаки идентификации подлинных полотен известных мастеров.