Информационные технологии вот уже 60 лет, с момента возникновения, состоят с военными в своеобразных и весьма близких отношениях. С близостью все понятно: первые электронно-вычислительные машины, первые пригодные к массовому применению языки программирования и интернет появились благодаря скромным, но настойчивым людям в погонах и фуражках, не жалевшим народных фунтов стерлингов, долларов и рублей ради того, чтобы раз и навсегда избавиться от необходимости водить пальцем по артиллерийским таблицам. Своеобразие же отношений IT с военными имеет множество различных и любопытных проявлений, о которых имеет смысл задуматься.

IT когда-нибудь оставят нас без военных парадов (жаль, ведь мы их устраиваем лучше всех в мире). Это не я, это Станислав Лем первый заметил. Один из его сюжетов заключается в следующем. Прогресс военной техники достигает такого уровня, что ее и показать-то на параде нельзя. Согласованно действующие роботы-разведчики размером с пчелу. Микроскопические киберорганизмы, проникающие во вражеские компьютеры и выводящие их из строя, etc.
В момент издания «Звездных дневников Йона Тихого» все это выглядело не правдоподобнее войны с саламандрами, однако теперь сбывается с буквальной точностью.

Лем не знал, что такое Bluetooth, вот и вся разница между его фантазией и наступающей на нас сегодняшней действительностью.

Дальше пан Станислав живописал и вовсе страшную перспективу: на смену мужественным людям в форме с красивыми блестящими пуговицами и строевой выправкой приходят сутулые очкарики, программисты.

Это, увы, очевидная футурологическая ошибка. С парадами все верно, да, однако насчет очкариков – ошибка. На парад действительно нельзя вывести не только беспилотные самолеты-разведчики, но и «большие» (так и хочется написать – «трофейные») ЭВМ, которые вместо танков были главным оружием холодной войны. Однако и в те темные времена, когда жесткий диск объемом 29 мегабайт весил столько, сколько сегодня весит весь компьютер, лучшими на планете программистами были именно военные.

В наших ракетных училищах системное программирование преподавали с тщательностью, которая выгодно отличает сторонников ходьбы строем от их беспогонных сограждан. Например, заимствованную у потенциального противника операционную систему OC EC (она же IBM\360) советские майоры и подполковники знали наизусть, до последнего байта, что гарантировало штатное поведение заморской техники в бою. В то время как штатский конструктор Борис Бабаян, почувствуйте разницу, беспечно заявлял, что его суперкомпьютер «Эльбрус» должен отработать без сбоев до отделения первой ступени, а потом пусть вырубается. Фольклор, конечно, однако Бабаян – не поручик Ржевский, про него зря анекдоты рассказывать не станут.

Кстати, об ОС ЕС. Традицию использовать чужой софт для военных нужд сегодня продолжают наши союзники из Белоруссии. Министерство обороны этой страны утвердило «Положение об организации и проведении соревнований виртуальных летчиков, посвященных 60-летию Великой Победы, на авиасимуляторе времен Великой Отечественной войны «Ил-2. Штурмовик». Кто разработал «Ил-2. Штурмовик», почему-то не сказано. Складывается впечатление, будто «Ил-2. Штурмовик» написали в белорусском Генштабе.

Однако вернемся к основной теме.

В софтверной индустрии масштабы постперестроечной конверсии военных кадров сопоставимы разве что с тем, что творилось на рынке частных охранных служб.

Александр Карпачев («Парус»), Алексей Шлыков (SAP), Герман Клименко (Liveinternet.ru) – это даже не верхушка офицерского IT-айсберга, а так, просто три отдельных примера. Сколько всего программистов армия и военно-морской флот дала народному хозяйству, страшно представить. Неудивительно, поскольку в СССР IT-элита страны стояла под ружьем. 27 Центральный НИИ Минобороны, например, одно время возглавлял член-корр. АН Николай Бусленко. Он авиасимуляторов не писал, но был все же одним из главных на планете специалистов по имитационному моделированию. Как сказал недавно в беседе со мной работающий по специальности бывший сотрудник упомянутого института: «Да что такое ERP по сравнению с системой боевого управления? Ерунда!».
Теперь, однако, случись что, военных программистов придется призывать из очень глубокого запаса. Из ассоциации ISDEF, как вариант. Тамошние независимые программисты, во-первых, хорошо знают западные театры военных действий, поскольку торгуют своим софтом со странами НАТО. Во-вторых, в нашей армии, где в вузах и интернета-то до сих пор нет, IT-спецназ не подготовишь. Впрочем, это уже другая тема.

Андрей Анненков.

Оценка - 1.0 (17)

2008-02-23 • Просмотров [ 11585 ]