Цифровые стихи обладают особым обаянием, ярко выраженным ритмом, какой-то необычной энергетикой и, при желании, большой информативностью. (Например, «Алекс Юстасу…») Недалекие, культурно непродвинутые читатели могут возразить, что, мол, какая же это поэзия – где слова, образы, чувства поэта? На что мы ответим, что цифровые стихи ближе к музыке – ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Для тех, кто еще сомневается, привожу пример. Числа здесь и далее разделены пробелами. Хочу лишь напомнить, что все это, как известно, не терпит суеты – прекратите жевать, укачивать ребенка и пялиться в телевизор, соберитесь, наконец, вместе со своей душой, и продекламируйте нараспев:
128 49
138 45
13 30 29
12 8 35
16 9 19
2801
4 8 112
5 9 000 1
Ну как? Почувствовали ритм? Попробуйте сами сочинить – получите огромное удовольствие от приобщения к поэзии цифр через цифровую поэзию. Для толстокожих зануд, предпочитающих поэзию хотдогов и мобильников, не попавших под обаяние ритма и ждущих практической отдачи, можно сообщить, что цифровая поэзия служит идеальным средством обучению теории стихосложения. Мелодичность стиха, как известно, обусловлена чередованием ударных и безударных гласных, наименьшая ячейка из них называется стопой. В зависимости от характера первого слога (то есть, с ударением он, или без ударения) различаются пять родов стоп с особыми названиями:
- Ямб (1-для сисадминов поясню-один, ударение на втором слоге)
- Хорей (8- восемь, ударение на первом слоге)
- Дактиль ( 1000-тысяча, ударение на первом из трех слогов)
- Амфибрахий (13-тринадцать, ударение на втором из трех слогов)
- Анапест (50-пятьдесят, ударение на последнем из трех слогов)
Теперь вы можете разобрать примеры посложнее:
- Трехстопный ямб 12 22 ….
- Четырехстопный ямб 12 20 22…
- Пятистопный ямб 4 42 4 2 1…
- Трехстопный хорей 100 40 1 (или 141)..
- Четырехстопный хорей 48 39..
(для тех, кому все еще трудно - «Наша Таня громко плачет»)
- Трехстопный дактиль 1000 300 4…
И так далее. А на трех- и четырехстопные амфибрахий и анапест придумайте примеры сами, ведь все цифры под рукой, их всего десять, а количество чисел не ограничено.
После того, как разобрались с размерами, будущих цифровых Прутковых-Щипачевых-Ахмадулиных заинтересует вопрос - какие строки рифмовать, первую с третьей, или, наоборот, первую с четвертой? И сколько может быть вариантов рифм? На этот вопрос отвечает известная любителям математики последовательность Белла
(1,1,2,5,15,52,203,877,4140,21147,115975,678570,4213597,...),
показывающая, например, количество вариантов, которыми могут быть разгруппированы n элементов. Так, набор {1,2,3} может быть разделен следующими способами:
{ {1},{2},{3}} {{1,2},{3}} {{1,3}, {2}} {{1}, {2,3}} { {1,2,3}}.
Что соответствует четвертому числу Белла. А еще числа Белла показывают число вариантов рифм в n строках, что нас и интересует. Для 1 строки - 1 вариант, для двух - два (aa и ab), для трех - 5 вариантов (aaa, aab, aba, abb, abc), для четырех - 15 вариантов:
aaaa, aaab, aaba, abaa, abbb,
aabb, abba, abab, aabc, abac,
abca, abbc, abcb, abcc, abcd
Какой схеме соответствует фрагмент песни Высоцкого:
«Те, кто выжил в катаклизме
Пребывают в пессимизме,
Их вчера в стеклянной призме
К нам в больницу привезли»?
Если вы уверены, что вариант abcd не встречается, то напрасно, вот куплет из популярной веселой туристической песни:
«На сосне сидит сова
Чешет правый свой нога
Мимо заяц пробегал
Тоже семечки грызет»
Попробуйте вспомнить примеры для других схем - увлекательное занятие. Но, главное, попробуйте сами написать цифровое четверостишие на каждую схему. Присылайте, удачные стихи будут опубликованы в первом альманахе цифровой поэзии «Полторы трубы».
Кстати о полуторах - почитатели цифровой поэзии, как это бывает в искусстве, разбились на два лагеря. Первые, представители «чистого» направления, допускают использование только цифр, как в наших примерах. Вторые, так называемые «либералы», используют дроби (типа «три целых семь десятых» или «четыре сорок пятых», недесятичные, естественно, после сокращения), знаки, обозначающие действия и даже функции. Например:
Sin(19)
+корень из 5
Atg(18)
+ интеграл 6
(Что такое интеграл шести не будем уточнять…). Так, что каждому надо определиться - с кем он. И начинать.
Непреодолимой трудностью в распространении цифровой поэзии является непереводимость шедевра на другой язык, причем, прочитать его сможет каждый иностранец, знакомый с арабскими цифрами, но ритм, поэзия пропадут. Назовите, например, число 15 на всех известных вам языках, длина слова и ударения в нем не совпадают. Зато 25 рифмуется с 35 во всех (наверное) языках. Интересны любые соображения полиглотов.
Ну, вот, если начало прошлого века окрестили Серебряным Веком поэзии, то как окрестить начало нынешнего уже понятно. Окуните ваши кисти и воспевайте ЦИФРОВОЙ ВЕК.
Кому инетерсно можно прочесть о поэзии на сайтах. Может в ком то сидит будущий поэт?