На игровом поле располагается в некотором начальном порядке определенное количество заполненных клеток, которые задают начальные условия эволюционного процесса. Каждая ячейка (клетка) игрового поля может находиться в двух состояниях - либо оставаться пустой, либо быть занятой. Игра состоит из "циклов жизни", или из последовательности дискретных шагов, с помощью которых имитируется смена поколений. Переход от предыдущего поколения к следующему происходит по следующим правилам: заполненная клетка выживает и переходит в следующее поколение, если рядом с ней есть 2 или 3 не пустыне соседние клетки; заполненная клетка погибает в случае, если рядом есть более трех не пустных (перенаселение) или менее двух соседних не пустых клеток (одиночество); если пустая клетка граничит ровно с тремя не пустыми клетками, то на этой клетке происходит рождение новой не пустой клетки "организма" (в следующем поколении эта клетка ставится не пустой).